Половозрастной идентификацией называется осознание ребёнком и взрослым своей половой принадлежности. Половая  идентичность сознается на протяжении всей жизни человека в ходе усвоения им культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют множество факторов семейных взаимоотношений.

Диагностика поло-возрастной идентификацииУ детей  с различными патологиями, нормальным умственным развитием и даже с опережающим развитием часто возникают невротические реакции, связанные со школьными проблемами и обстановкой семье. Дети, у которых обнаруживались семейные проблемы, иногда также имели нарушения половозрастной идентификации в прошлом или будущем. Некоторые дети, переживающие рождение в семье второго ребенка идентифицируют себя адекватно в настоящем, но отбрасывают картинки с изображением младенца и дошкольника, мотивируя это так: «У  моей матери и отца я никогда не была маленькой».

В семьях, в которых преобладает насилие, некоторые дети в качестве самого непривлекательного образа выбирают образ мужчины (например папы), так как «папы часто бьют детей». Нарушение половозрастной идентификации были обнаружены при обследовании детей с двигательными нарушениями (ДЦП), посещающими специальные детский сады. Мальчики старшего дошкольного возраста, не являющиеся по мнению психоневрологов и психологов умственно отсталыми, идентифицировали себя с девочками-дошкольницами и строили смешанную последовательность идентификации (перемешав мужской и женский варианты развития). Девочки, идентифицировав себя с девочками-дошкольницами, составили последовательность так, что «они будут папой, потому что не хотят быть мамой», а самым непривлекательным образом назвали образ матери. Такого рода «девиации» половозрастной идентификации, отражающие своеобразие психического развития и микросоциальных условий присутствуют в современном обществе, не только у детей-инвалидов, но и у здоровых детей.

Существует несколько теорий причины нарушения половозрастной идентификации. К ним относится теория когнитивного развития. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. При различных сбоях, происходят нарушения в развитии, в результате чего у ребёнка может возникнуть проблемы с принятием себя как мальчика или девочки. В дальнейшем это может отразиться на его будущем в создании семьи, успехе в учёбе, получении работы и т.д. Так же это может повлиять на развитие гомосексуализма, бисексуальности и транссексуальности. Своевременная псидиагностика и последующая за ней психологическая коррекция специалиста, помогут ребёнку сформировать правильный образ своего Я.

Сторонники социального научения считают, что половая идентичность возникает лишь после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведение. Когнитивисты же отстаивают точку зрения, что сначала ребенок усваивает половую идентичность, а затем научается вести себя соответственно полу. Этот спор представляется надуманным, так как очевидно, что формирование половой идентичности происходит не одномоментно. Это длительный процесс, в котором идентификация происходит в виде спонтанного подражания  и научения со стороны взрослых воспитания у ребенка половой роли. Эти две линии взаимно подкрепляют друг друга. Поэтому справедливым представляется мнение, что эти теории описывают один и тот же процесс с разных точек зрения.

Ребенок постоянно проявляет спонтанную активность в освоении своей половой роли, идентифицируя себя с взрослым определенного пола (прежде всего — с родителем, если тот компетентен, заботлив), подражая ему. Отмечается, что мальчики более склонны подражать поведению других мальчиков, нежели девочек. Половая идентификация заключается не только в том, что дети следуют в своем поведении, навязываемым им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей, например в возрасте 2-4 лет, выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению половых признаков отца и матери, а затем (в возрасте 4-5 лет) у них появляется «половое любопытство», когда мальчики и девочки показывают друг другу свои половые органы («а у тебя что?»).

Уже трехлетний ребенок может спросить отца, почему у него нет, как у мамы, грудных желез, и в то же время есть половые признаки, отсутствующие у матери. С аналогичными вопросами он обращается к матери. Затем он уже утвердительно говорит «я — мальчик» или «я — девочка» и в случае, если это в шутку отрицается, он может привести в качестве доказательства наличие или отсутствие у себя того или иного полового признака. На вопрос: «почему мама и папа спят вместе», следует ответить, что родители все делают вместе: растят ребенка, хозяйничают, спят. Ваша кривая улыбка, потупленный взгляд, неумение найти простые и нейтральные слова для ответа ребенку укрепят детское непонимание и неуверенность. Информация, которую ребенок не в силах понять, будет не раз всплывать в его памяти, обрастать фантастическими деталями, он будет домысливать и дописывать увиденное. Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности, лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность — это сплав врожденного и приобретенного.

К каждому здоровому ребёнку и ребёнку-инвалиду должны применяться различные методы диагностирования. Для примера рассмотри детей с задержкой психического развития.(ЗПР). Если представления о смене своих возрастных ролей у детей с ЗПР к школьному возрасту в какой-то степени формируются, то представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек складываются с большими трудностями. За всем этим лежит глубокий морально-нравственный аспект, без которого трудно представить полноценное развитие ребенка. Кроме того, для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода. Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой, повергает их в крайнее изумление.

Для коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей можно предложить метод беседы. Цикл бесед, которые нужно проводить с детьми, начинается с темы: «Как я был маленьким». Дети обычно с удовольствием припоминают эпизоды из своего более раннего детства, этим они эмоционально активизируют свою память, иногда смеются над собой, с интересом слушают других. Педагогам, необходимо   рассказывать эпизоды из своего детства, этим самым они добьются доверительного отношения детей к себе и продемонстрируют единство и общность детей и взрослых. Важно, что и взрослые, вспоминая эпизоды своего детства, меняются в глазах ребенка.

Детям бывает интересно и полезно понаблюдать, как их строгая учительница смеется над своими детскими страхами и переживаниями или делится своей детской мечтой. Родителям нужно почаще рассказывать детям о своем детстве, но не с назидательной целью, а с целью объяснения ребенку временности детских проблем и демонстрации понимания и готовности прийти на помощь. Если ребенок узнает, что его родители и учителя испытывали нечто подобное в своем детстве, он будет гораздо доверчивее и откровеннее и будет меньше бояться порицаний. К сожалению, классические семейные альбомы ушли в прошлое, но, тем не — менее, в каждой семье найдется немало фотографий, изображающих членов семьи в разные возрастные периоды. Интересно и полезно показать детям детство мамы, папы, бабушки и дедушки, дав необходимые пояснения. Важно показать фотографии, на которых члены семьи изображены в том же возрасте, что и ребенок. Если есть несколько фотографий, то желательно установить их возрастную последовательность. Можно сравнить фотографии мамы, папы, бабушки и ребенка в одном и том же возрасте, соотнести их с образами последовательности, предлагаемой в нашей методике, или построить другие аналогии.

Существует масса диагностических методов, самое главное, чтобы специалист правильно их подобрал и провёл психологическое консультирование. Институт Профилактики предлагает всем родителям провести диагностику половозрастной идентификации. Врачи и психологи отдела психодиагностики проведут коррекционную работу с вашими детьми, помогая им обрести уверенность в себе на всю оставшеюся жизнь.