Интеллектуальная собственность в современном обществе является одной из самых ценных вещей для делового мира. Для стабильного заработка нам необходимо использовать все наши возможности, не только физические, но и интеллектуальные. Тем более это относится к инвалидам, так как порой работодатель не в состоянии определить уровень возможностей работника. Для этого просто не хватает времени. Поэтому диагностика в данной ситуации просто необходима.

 Диагностика интеллектуальных особенностейТак же на сегодняшний день существует масса людей с ограниченными интеллектуальными способностями. Это является проблемой, т.к. эти люди часто испытывают трудности с трудоустройством на работу. Для них диагностика и освидетельствование их интеллектуальных возможностей крайне необходима. В развитых демократических странах люди с интеллектуальной недостаточностью благодаря законодательному закреплению и реализации социальных прав и, прежде всего, права на образование, получают реальную возможность стать членами общества.

Многие из них, в том числе инвалиды с интеллектуальной недостаточностью в умеренной степени, сохраняют хорошее здоровье и живут долгой, полноценной жизнью: учатся в школах для «обычных» детей, работают на открытом рынке труда, получают социальное признание. В Советском Союзе инвалиды с интеллектуальной недостаточностью за редким исключением не имели возможности получать образование. Вспомогательные школы, входящие в систему специального образования предназначались в основном для детей с интеллектуальной недостаточностью в легкой степени (т.н. дебильностью), которые не являются инвалидами. Инструкции по приему детей во вспомогательные школы предусматривали противопоказания для приема в данные школы, в частности, связанные со способностями ребенка к освоению учебной программы этого типа школ.

Дети признанные не способными к освоению программы вспомогательной школы направлялись практически на пожизненное содержание в интернаты системы социальной защиты, определенные как медико-социальные учреждения – сначала в детские дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, а по достижении 18 лет — в интернаты для психохроников (психо-неврологические интернаты). В 1989 г. СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая особо подчеркивает право на образование и иные социальные права детей-инвалидов. Однако, данные положения Конвенции в СССР реализованы не были. Российская Федерация унаследовала от Советского Союза указанные институциональные подходы к образованию и социальной защите инвалидов с интеллектуальной недостаточностью. В 1992-1998 гг. в Российской Федерации было принято социальное законодательство, закрепляющее право на образование и иные социальные права всех граждан Российской Федерации, включая инвалидов с интеллектуальной недостаточностью. Вместе с тем, данные права на практике реализуются неудовлетворительно. В 1995 и в 1997 гг. Администрация Президента Российской Федерации в ответ на обращения президента Ассоциации Даун Синдром  С. Колоскова направляла в Правительство Российской Федерации и в субъекты Федерации письма, посвященные проблемам «…работы с детьми с синдромом Дауна, их последующего вхождения в общество как полноценных, имеющих равные возможности с другими, людей…». На данный момент в Российской Федерации права инвалидов стали защищаться намного эффективней, но до сих пор в нашем законодательстве существует множество «пробелов» с которыми человеку приходиться сталкиваться.

Для того чтобы понять суть диагностики интеллектуальных возможностей, необходимо определиться с термином «интеллект».

Интеллект – это способность человека успешно применять приобретенные знания и опыт в практической деятельности, в частности ставить перед собой задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их. Нарушения интеллектуальной деятельности при различных психических заболеваниях крайне разнообразны.

Медицине известно, что у больных, длительно страдающих шизофренией, в некоторых случаях наблюдается дефект интеллекта, в первую очередь изменение качественной стороны психических процессов. Так, Р. О. Серебрякова (1971) при психологических исследованиях интеллектуальной деятельности у больных шизофренией обнаружила, что они правильно выполняют трудные задания, в то время как с легкими справляются не всегда, решение их сопровождают пространными рассуждениями, не позволяющими отличать существенные признаки от второстепенных. Указанные особенности чаще характерны для больных параноидной формой шизофрении.

В случае преобладания в клинической картине апатоабулического синдрома снижение интеллектуальной деятельности проявляется иначе: больные для решения задач применяют лишь знания, полученные до болезни, на легкие вопросы отвечают правильно, а со сложными не справляются, не могут полноценно ответить также на актуальные вопросы, связанные с экономической, политической, социальной жизнью. У больных с органическими поражениями головного мозга (травматическая болезнь, опухоли, сосудистые изменения и др.) нарушения интеллектуальной деятельности сопровождаются прогрессирующей психической истощаемостью, сниженной сенсомоторной реактивностью, утратой способности к высшим формам мыслительной деятельности. У них отмечаются изменение интеллекта как в количественном (значительное увеличение времени для решения задач), так и в качественном (нарушения произвольного внимания, произвольной регуляции интеллектуальной деятельности) отношении. Выраженные нарушения интеллекта так же  наблюдаются у больных эпилепсией. Они обусловлены изменением подвижности нервных процессов, инертностью психической деятельности и сопровождаются нарушением способности к общению, олигофазией, замедлением темпа речи, речевыми штампами, конкретно-ситуационным характером суждений.

При олигофрении отмечаются низкий запас знаний, неспособность к усвоению новой информации, к обобщению, к абстрагированию, преобладание конкретного мышления. Особого внимания заслуживает оценка интеллектуальной деятельности при задержках психического развития, т. е. при состояниях, занимающих промежуточное положение между дебильностью и интеллектуальной нормой. В таких случаях наблюдаются запаздывание развития основных психофизиологических функций (речи, навыков опрятности, самообслуживания), незрелость, примитивность интересов, слабый самоконтроль, неравномерность развития отдельных сторон психики. Подобные интеллектуальные нарушения обусловлены неблагоприятными факторами среды и воспитания, поражениями слуха, зрения, дефектами речи, отклонениями в характере и поведении, длительными астеническими состояниями, вызванными хроническими соматическими заболеваниями. Интеллектуальный дефект у человека при задержке его психического развития во многих случаях с возрастом сглаживается вплоть до полного исчезновения. Иногда же под влиянием психодиагностических, психологопедагогических и лечебно-коррекционных мероприятий может наступить значительная компенсация психических функций. В целом нарушение интеллекта наблюдается при всех психических заболеваниях, сопровождающихся развитием слабоумия. Различают приобретенное слабоумие – деменцию и врожденное – олигофрению. Деменция может быть результатом органического поражения головного мозга (травмы, опухоли, атрофические процессы), эпилепсии, хронических интоксикаций и т. д.

Псидиагностика интеллектуальных возможностей психического развития использует различные методики и тесты, в данной статье мы приведём несколько примеров.

  • Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.
  • Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6—16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.
  • Тест Станфорд—Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.
  • Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют.
  • Шкала раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale — ELM) и шкала слухоречевого развития (Central Linguistic Auditory Milestones Scale — CLAMS) предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной речи у детей до 3 лет.

Нужно помнить, что оценка интеллектуальных возможностей методом тестирования обладает многими серьезными недостатками. Результаты тестов часто плохо воспроизводимы, особенно у детей. В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень, наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации. Кроме того, при некоторых психических заболеваниях (особенно при депрессии и шизофрении) тесты дают заниженную величину IQ. Поэтому опытные врачи и психологи психодиагносты внимательно изучают анамнез, следят за течением болезни инвалида и только после это могут выдавать результаты диагностики.

Институт Профилактики предлагает свои услуги в области диагностики и определения интеллектуальных возможностей инвалидов. Квалифицированные специалисты проведут соответствующую консультацию для точного и грамотного анализа, предоставляя необходимую помощь в получении образования и трудоустройстве.