Исходя из того что происходящее с возрастом снижение интеллекта не является необратимым и что интеллектуальная деятельность в пожилом возрасте характеризуется еще довольно значительной пластичностью, некоторые исследователи разработали диагностические программы с целью помочь старым людям определить и улучшить свои интеллектуальные навыки.

Определение интеллектуальных возможностейИнтеллект обычно определяют как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов — опыт, память, способность к научению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.

Умственная отсталость — это непрогрессирующее снижение интеллекта, обусловленное врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Всего выделяют 10 таких сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность. Таким образом, оценка интеллекта возможна лишь в контексте поведения человека в привычном кругу, в домашних условиях, в коллективе.

Под деменцией понимают утрату ранее приобретенных интеллектуальных способностей. Она может возникать в любом возрасте и в последующем прогрессировать либо оставаться на прежнем уровне. О наличии или отсутствии деменции можно судить лишь в том случае, если у больного нет острых нарушений сознания, а также некоторых психических расстройств. Изолированное нарушение одной из корковых функций (например, афазию) обычно не относят к деменции, хотя при таких нарушениях возможно снижение интеллекта. Псидиагностика на ранних этапах деменции крайне необходима для коррекции и дальнейшего выздоровления личности.

Достижения медицины последних десятилетий способствовали повышению продолжительности жизни во многих экономически развитых странах. Средняя продолжительности жизни до 80 лет уже не считается чем-то необычным. Однако «постарение» населения имеет и обратную сторону медали — возрастает число заболеваний, связанных с нарушением интеллектуальных возможностей. И одно из таких наиболее грозных состояний, частота которого неуклонно нарастает — расстройства памяти и интеллекта или старческое слабоумие. Однако, как показали недавние исследования ирландских ученых, активный образ жизни и здоровая, богатая рыбными блюдами, диета хороши не только для сосудов сердца, но и помогают справиться с потерей памяти и интеллектуальных способностей в пожилом и старческом возрасте. Те пожилые люди, кто сохранил физическую форму, избегали высокого уровня стрессов и могли получать удовольствие от жизни, оказались лучше подготовленными, что бы встретить старческий возраст. Интеллектуальный труд, познание нового и желание оставаться молодым также помогали им в этом. Другим ключом к умственному долголетию была здоровая диета, включающая в себя рыбные блюда. Рыбий жир, входящий в состав рыбных блюд, уменьшает воспалительный процесс в нервных клеток, которых способствует потери памяти. Особенно благотворное действие на нервную систему и мозг оказывало употребление в пищу печени трески, а также такие жирные сорта рыбы, как макрели, лосося или тунца.

Немаловажным для сохранения интеллектуальных способностей оказалось психологическое отношение к своему возрасту. В обществе распространены представления, что после молодой возраст заканчивается после 50 лет, а к 65 годам человек уже старик. Однако, исследование показало, что если человек в 60 лет относится к себе как к старику, то это отрицательно влияет на продолжительность жизни.

Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили:

Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков), Денверский тест, шкалы интеллектуального развития и многие др. Нужно при этом помнить, что после диагностика интеллекта необходимо консультирование со специалистом, т.к.  при некоторых психических заболеваниях (особенно при депрессии и шизофрении) дают заниженную величину IQ.  В то же время психологическое тестирование в настоящее время является единственным научным методом оценки интеллекта, и при четком понимании всех ограничений имеющихся тестов они могут быть использованы для обследования и динамического наблюдения больных с интеллектуальными расстройствами.

Существует множество заболеваний, в результате которых у пожилых людей и даже лиц молодого возраста могут возникнуть различные нарушения интеллекта. Например такие как  болезнь Альцгеймера, заболевание Пика, синдром Стила-Ричардсона-Ольшевского, болезнь Паркинсона и др. Своевременная диагностика интеллекта помогает предупредить развитие этих заболеваний и принять необходимые меры для предотвращения прогрессирования болезни.

Ученые разработавшие первые тесты интеллекта (например Бине, Симон), рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек обладающий интеллектом — это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и «кто, благодаря своему здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер — он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами»

Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения — всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Важным моментом здесь следует уточнить, что интеллект — это способность к адаптации на основе рассудочной деятельности. В этом заключается его принципиальное отличие от других адаптационных механизмов нервной системы, и выделяет из более общего конструкта мышления — общих способностей.

Нужно также помнить, что мудрость приходит с годами. Несмотря на ослабление некоторых когнитивных функций мозга, связанных с подвижным интеллектом, пожилые люди более тонко и объективно разбираются в конфликтах — как групповых, так и личных.

Врачи и психологи рассуждают о причинах, которые могут лежать в основе этой закономерности. Возможно, пожилым людям проще посмотреть на проблему со стороны, абстрагироваться от излишних эмоций, с ней связанных, и судить беспристрастно. Как бы то ни было, мудрость пожилых людей может быть востребована не только в их собственных семьях, но и в обществе. Было бы разумно, говорят ученые, привлекать пожилых людей к выполнению важных социальных ролей, например, в качестве консультантов.

Человеку с юных лет необходимо развивать свои интеллектуальные способности и наблюдать за уровнем их изменений. Тем более это относится к лицам пожилого возраста.  Наши профессиональные способности, умения и все накопленные знания тесно связаны с уровнем нашего интеллекта. Институт Профилактики предлагает пройти диагностику на определение уровня интеллекта у лиц пожилого возраста для дальнейшей профилактики. В нашем центре вы сможете получить квалифицированную помощь наших врачей и психологов, необходимую для нормализации вашей интеллектуальной деятельности.