Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического.

Психодиагностика как наукаОбщепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность — формирующий эксперимент.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.

Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие норма, поскольку индивидуальная оценка, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности.

Характеризуя диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.

Возникновение экспериментальной психологии в 50—70-е годы прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область исследования психических явлений, с процессом физиологизации психологии, состоявшем в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.

По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

В Англии кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки антропометрики особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т. п. Именно Ф. Гальтон предложил термин тест, и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.

Первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).

Основоположники и последователи разных психологических школ существенно по-разному отвечали на эти запросы практики. Интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных психологических школ, тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма (психологии поведения).

Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные (детерминационные) отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

На протяжении первой половины XX века специалистами в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов и методик. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее поистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках. Психологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и определенной валидностью (соответствием измеряемому психическому свойству).

Институт Профилактики проводит психодиагностику и оказывает психологическую помощь людям, столкнувшимися с различными личностными, семейными и общественными проблемами. Квалифицированные психологи, врачи и юристы предоставят Вам всю необходимую информацию для разрешения сложных вопросов.

Термином «методология» современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности).

Социально-психологическое исследования, пользуются как общей, так и специальной методологией, должно придерживаться таких принципов — общих выходных положений, которые обуславливают взаимосвязь исследователя с социально-психологическими реалиями мира:

  • принцип историзма. Обеспечивает изучение социально психологической реальности с точки зрения ее возникновения, этапов и механизмов развития, становления и формирования, современного и будущего положений;
  • принцип объективности. Обозначает изучение объективных закономерностей развития социально-психологических их явлений в совокупности фактов и событий противоречащих, многогранных, позитивных, негативных, типичных, нетипичных; обеспечивает взаимосвязь объективного и субъективного;
  • принцип системности. Предусматривает отделения определенной системы собственности, которая обеспечивает элементы системы в одно целое, систему связей, структуру, учитывая при этом связи и отношения с окружающими. Употребление этого принципа предусматривает такой подход к социально-психологическим проявлениям личности, сферы общения и групповых процессов, за которого отдельные элементы предмета познания и изучения рассматривается как такие, что взаимодействуют, взаимообуславливаются, взаимосвязанные, то есть являются элементами одного целого;
  • принцип развития. Настраивает на достижения социально-психологических явлений в их положении и формировании. Его употребление имеет определенное значение во время прогнозирования механизмов, моделирования структуры социально-психологической реальности, путей оптимизации межличностных отношений, при изучении социо-культурной, этнопсихологической программы поведения индивид в группе, составляющих коммуникативного потенциала личности;
  • принцип гуманизма. Является этическим аспектом социально-психологическим отражением, определяет и характеризует человека, группового объекта деятельности в сфере общения и групповых процессов как наивысшую ценность;
  • принцип активности и творческой деятельности. Указывает на активную взаимосвязь творческого деятельности каждого;
  • принцип обратной связи в сфере взаимосвязи и групповых процессов. Обозначает, что социально-нормативная регуляция может существовать лишь тогда, когда партнеры получают информацию об эффекте межличностных отношений, то есть когда происходит оценка действий и поступков собеседников.
  • Эти принципы основываются на понимании природы социально-психологического отображения как явления социального по составу и психологического по форме и способу регуляции.