Работа — важная часть человеческой жизни. Она включает в себя социальные контакты, вносит распорядок в повседневную жизнь, именно здесь осознается чувство необходимости конкретного человека для общества. Давая материальную поддержку, работа обеспечивает независимость человека, что является особенно важным для инвалидов. Многие люди с ограниченными возможностями, которые имеют группу инвалидности, не всегда могут найти работу. Причинами могут быть: недоступность рабочих мест, отказ работодателя в приеме на работу по причине инвалидности, психологические барьеры самого соискателя, а так же недостаточная его квалифицированность и многое другое.

Все это мешает инвалидам зарабатывать деньги, любить свою работу и жить так же, как и все остальные члены общества. Почему же возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов? Период перехода от школы к трудовой деятельности — сложная стадия в человеческой жизни.Профориентация инвалидов В течение этого периода молодой человек борется за личную независимость и должен принять решение относительно дальнейшего жизненного пути. Это трудный этап для каждого человека, но еще более сложен для молодых инвалидов.

Для таких подростков опыт, приобретаемый по мере продвижения во взрослую жизнь, усложнён физическими или интеллектуальными ограничениями, неоправданными надеждами и окружающими припятствиями.

В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых инвалидов происходит с большими трудностями не только в связи с социально-экономическими проблемами в стране, но и из-за отсутствия системы профориентации и помощи в планировании карьеры.

Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов:

• Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

• Не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

• Не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе;

• Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;

• Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

• Инвалиды не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны.

Задача диагностики состоит в предоставлении реальной помощи в этот сложный период молодым инвалидам. Не только в России, но и во многих странах приходиться бороться с проблемами, стереотипами и предрассудками, которые препятствуют полноценному функционированию и трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Работодатели не представляют себе, как им проводить с инвалидами собеседования, как оценивать их работу, как их обучать, и как при необходимости, создавать для них специальные условия труда и проводить адаптацию на рабочем месте. Также многие специалисты по трудоустройству не знают всей специфики работы с инвалидами, как строить с ними общение, как оценивать их возможности и предлагать работодателям. Чем может помочь человеку с ограниченными возможностями? В первую очередь, самому оценивать ситуацию, знать свои возможности, получать образование по тем направлением, по которым могли бы работать. Сейчас многие образовательные учреждения принимают на обучение и дают возможность инвалидам получить разные профессии. Также нужно знать какие государственные организации в Российской Федерации занимаются решением проблем трудоустройства инвалидов. Это – Управления федеральной государственной службы занятости населения и местные территориальные (районные) Центры занятости. Гражданин являющимся инвалидом может воспользоваться услугами любого, органа службы занятости населения получения информации, в целях поиска работы.

Гражданин являющийся инвалидом и имеющий инвалидность 2 группы (при условии ограничения к трудовой деятельности 1 или 2 степени) или 3 группы не имеющий работы и заработка может получить статус безработного, обратившись в центр занятости населения по месту своего жительства, в соответствии с законом «О занятости населения РФ».

Единственной особенностью регистрации безработного гражданина, имеющего инвалидность, является наличие у него индивидуальной программы реабилитации (ИПР) выданной МСЭК и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условия труда.

И какие права и льготы имеет инвалид при принятии на работу и трудовом процессе?

21 статья Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» предусматривает для организаций, численность сотрудников в которых составляет более 30 человек, установлены квоты для приема на работу в процентах к среднесписочной численности сотрудников (от 2 до 4%). В случае не выполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели обязаны ежемесячно вносить бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в счет инвалида.

23 статья Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает для сотрудников, являющихся инвалидами 1 или 2 групп, сокращенную продолжительностью рабочего времени – не более 35 часов неделю (из этого следует вывод, что инвалид 3 группы рабочее время не сокращается). Не смотря на то, что инвалидам 1 и 2 групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, оплата им производится в полном объеме. Инвалидам всех групп положен удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск – не менее 30 календарных дней в году. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работодатель обязан на основании письменного заявления сотрудника с инвалидностью предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТКК РФ)

Благодаря диагностике профориентации человек с ограниченными возможностями в будущем сможет реализовать свою трудовую деятельность благодаря своим стараниям и стремлениям, а также благодаря созданию государственных программ и активного участия организаций и работодателей, которые смогут принять на работу инвалидов.

Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью сегодня, как никогда, приобрела особую остроту. Из-за сложного финансового состояния на предприятиях и организациях,  сокращено и увольнению под разными предлогами в первую очередь подвергаются инвалиды. Для стабилизации ситуации в области занятости инвалидов необходимо создание качественного механизма социальной защиты инвалидов и их интеграции в жизнь общества. В первую очередь государством за последние 8 лет  было пересмотрено старое законодательство, критерии идентификации лица в качестве инвалида, критерии определения группы инвалидности и условий труда. В настоящее время создан аппарат сотрудников, работающих непосредственно с инвалидами, среди которых присутствуют психологи, профконсультанты, специалисты по социальной работе, адаптированные к работе с инвалидами. Реализация психодиагностики профориентации инвалидов  осуществляется с помощью различных методик и была направлена на оптимизацию: психологического контакта со специалистом, внутреннего понимания болезни, снижения тревожности, мотивационной сферы, системы социально-психологических отношений.

Существует различные виды диагностике профориентации, приведём лишь несколько примеров:

При диагностике внутреннего понимания болезни, работа направлена на формирование адекватного отношения к болезни (ограниченным возможностям и особым потребностям) и рационального типа реакции на эту ситуацию.

Псидиагностика состояния внутренней тревожности является самостоятельной задачей психолого -коррекционной работы и достаточно эффективно решается на данный момент. Дополнительно врачи и психологи используют групповую работу, когда группа помогает «новичкам» на основе собственного позитивного опыта решения проблем, решая задачи «поддержи друга», «помогая другим — помогаешь себе», «подставь плечо».

Диагностика мотивационной сферы направлена на расширение и оптимизацию мотивационного стереотипа ребенка-инвалида и включает гармонизацию всех факторов: мотивационных — «хочу», социальных — «надо» и возможности личности — «могу» Для подростков- инвалидов важна нацеленность на профориентацию с учетом формирования позитивной шкалы ценностей, адекватных притязаний и самооценки.

Диагностика социально-психологических отношений имеет своей целью усиление адекватных реакций личности, профилактику формирования патопсихологического реагирования и повышение реабилитационного потенциала ближайшего социального окружения семьи ребенка-инвалида.

Институт Профилактики предлагает свои услуги в области диагностики профориентации инвалидов, тем самым помогая человеку оценить свои способности и определиться с выбором профессиональной деятельности. А так же квалифицированные врачи и психологи смогут оказать вам необходимую терапевтическую помощь при различных кризисных ситуациях.